Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 
На главную
 
 
Окружающий мир 1 класс
 

 

 

Окружающий мир 2 класс

 

Окружающий мир 3 класс
   
 
Окружающий мир 4 класс
 
 
Карта сайта
 
 



 
 

Окружающий мир 4 класс

Мы - дети родной земли

1. По описанию карельской игры "Гуризех" ("Отбивалы") нарисуй её схему.

В сухую погоду весной, летом, ранней осенью играют 7 - 8 человек. Каждому игроку нужна палка длиной 60 - 70 сантиметров, а водящему - теннисный мяч. На ровной площадке каждый игрок (кроме водящего) чертит вокруг себя небольшой круг. Расстояние от круга до водящего в центре - 5 - 6 метров. Водящий бросает мяч кому-нибудь из игроков. А тот отбивает мяч палкой, не допуская, чтобы мяч коснулся его тела (осалил его). Следующий бросок водящий делает с того места, где поднимет отбитый мяч. Осаленный водящим меняется с ним ролями. Игрок может отбить палкой упавший около его круга мяч, допрыгав до него на одной ноге; может вставать в круг к соседу. За кругом игрок может передвигаться только прыжками на одной ноге. Водящий не имеет права входить в круг.

схема игры "Гуризех"

Поиграйте вместе с друзьями. Подумайте и расскажите, какие качества развивает эта карельская игра.

2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запиши их

Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Бог-то бог, да и сам не будь плох
На товарища надейся и сам его выручай.
Не бойся утруждать себя, бойся забыть о помощи другим
На Бога надейся, а сам не плошай
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Личная выгода - что роса на траве, братская выгода - что небо высокое.
Одному в поле — горе, а вместе всем — раздолье.
Одна пчела много меду не принесет
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Доброе братство лучше богатства.
Вместе и горы своротим.
Вместе сходиться — рекой становиться.

В красивом бору и сосны красивые.
Какова пашня – таково и брашно (пища).
Каков сад, таковы и яблоки.
Каковы сами, таковы и сани.
Какая матка, такое и дитятко.
Каков хозяин, таков и дом.
Какие коренья, такие и отростки.
Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки.

Чему учат эти пословицы? Запишите.

Эти пословицы учат дружбе, они говорят о том, что нужно думать не только о себе и своей выгоде, нужно помогать людям, которые рядом с тобой. Человека делает окружение, вместе легче преодолеть все трудности и радоваться веселее.

3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта твоего края ( по выбору). Используй сведения из дополнительной литературы или Интернета.

Сказка о растении твоего края: подорожник
сказка о растении твоего края - подорожник
Давным-давно жил-был лесник с маленькой дочкой. Жили они дружно, никогда не скучали. Но однажды весной пришла в их дом беда. На ту пору у лесника много работы было. С утра до позднего вечера пропадал он в лесу. Весеннее тепло обманчивое. Солнце пригреет — жарко, а разденешься — тут холодом и прихватит.
Простудился лесник и расхворался не на шутку. В жару мечется, кашлем заходится. Маленькая дочка с ног сбилась, за отцом ухаживая, а болезнь не отпускает, и совета спросить не у кого. До ближайшего села дня три идти, а по весенней хляби и за неделю не доберешься. Села девочка на крылечко, пригорюнилась. А на плетне ворон сидел. Посмотрел на нее и спрашивает:
— Из-за чего плачешь?

Поведала ему девчоночка о своем горе, задумался ворон и говорит:
— Хорошему человеку надо помочь. Есть лекарство для твоего отца. В самой чаще дремучего леса живет старуха-вековуха. Есть у нее колодец с водицей — не простой, целебной. Только добраться до нее не просто. Хитра старуха, дорожки умело запутывает.

Страшно идти в чащобу, а делать нечего. Отправилась лесникова дочка за целебной водицей. Дошла до развилки: одна дорожка прямая, чистая, а другая бурьяном да колючками поросла. Подумала, подумала девочка и выбрала тропку, что похуже. Коли вековуха свой дом прячет, то вряд ли к нему прямая тропка приведет. Долго ли, коротко ли шла маленькая путница, руки о колючки изодрала, ноги о коряги сбила, а все же добралась до избушки. Постучала в дверь, выглянула ведьма: лицо сморчком, нос крючком. Поклонилась ей девочка.

— Здравствуй, бабушка. Пришла я к тебе с просьбой. Сказывают, есть у тебя колодец с целебной водицей. Не дашь ли мне чуточку для моего отца?

"Экая шустрая девчонка, избушку нашла, в лесу не заплутала, руки-ноги изранила, а не жалуется", — удивилась ведьма и говорит:
— Водицы-то дать можно, только сначала службу сослужи. Избу прибери, шерсти напряди да обед приготовь.
Девочка ростом мала, а к работе приучена. Все у нее в руках спорится. В миг в доме прибрала, опару поставила, а пока тесто подходило, шерсти напряла. Поглядела вековуха, как ловко гостья с хозяйством управляется, и задумала ее у себя оставить. Между тем девочка дела закончила и спрашивает:
— Дашь ли теперь мне водицы целебной?

Ведьма и рада бы отказать, а не может: если человек три задания выполнил, просьбу его надо исполнить, иначе колдовство уйдет и превратится водица из волшебной в простую.
— Так и быть, бери, — отвечает вековуха. — Только, чур, уговор. Если ты в другой раз ко мне за водицей придешь, то, не обессудь, останешься у меня жить.
А сама девочке кувшин протягивает. С виду хороший, крепкий, но в донышке у него трещинка неприметная.
Обрадовалась девочка, старуху поблагодарила, кувшин наполнила и побежала домой. Бежит со всех ног и не видит, что вода по капле из кувшина вытекает. Спохватилась, когда кувшин наполовину опустел.

"Видно, расплескала по дороге", — огорчилась девочка. Замедлила шаг. Осторожно ношу несет, а вода все убывает. Пока добралась до опушки, где их избушка стоит, — и донышко стало видно. Только тут девочка заметила, что кувшин худой. Заплакала бедняжка горючими слезами, на землю без сил опустилась и видит: где последняя капля упала, выросла трава с листьями круглыми, блестящими, темно-зелеными. Оглянулась, а трава эта вдоль всей дорожки поднялась.

"Может, к ним сила живой воды перешла?" — подумала девочка. Сорвала она листок, приложила к израненной руке, боль и прошла.
Обрадовалась девочка, что не надо ей к ведьме возвращаться. Стала она отца отваром из целебных листьев поить. Лесник и поправился. Зажили они по-прежнему. А травой этой с тех пор кашель лечат, раны заживляют. Растет она всегда вдоль дорожек и тропинок. Так ее и зовут — подорожник.

Сказка о растении твоего края: календула или ноготки
сказка о растении твоего края - календула
В некотором царстве жила-была хозяюшка, да такая чистюля: все у нее в доме блестело. Как-то раз в хмурый дождливый день сидела она возле печки, пряла и вдруг слышит, что за дверью скребется. Открыла хозяйка дверь, а на пороге рыжий кот сидит, тощий, облезлый, от дождя мокрый. Не успела она и глазом моргнуть, как тот в сени проскочил.
— Брысь! Не хватало мне грязи в доме! — закричала женщина.
А кот словно не слышал. Уселся в уголок, лапку вылизывает, за ухом трёт и мурлычет:
— Мур-муррр, кошка в дом — счастье в нем. Моюсь чисто-чисто, а в пасмур-мурный день от меня солнечно.

Засмеялась хозяйка и оставила Мурлыку. Стал кот жить-поживать. Блюдечко молока выпьет и умывается, чтобы показать, какой он чистюля. Отъелся, раздобрел, шерсть заблестела, бока округлились. Все бы хорошо, только однажды хозяйка на столе мясо оставила. Потерял тут Мурлыка покой. Час кругами ходил, облизывался, два ходил, а потом не утерпел да и стянул кусочек. Заметила хозяйка пропажу, рассердилась.

— Ах ты, дармоед! Никакой от тебя пользы. Целыми днями спишь да еще и со стола воруешь!
Видит Мурлыка, плохо дело. Подскочил к хозяйке, о ноги трется и мурлычет:
— Не дармоед я, мур-мурр. Я хворь от дома отгоняю, людей успокаиваю.

Не удержалась хозяйка, погладила его по спинке, и злость тотчас как рукой сняло.
Стал кот, как прежде, жить-поживать. Только однажды зачесались у него когти, он возьми да и почеши их о коврик, что на стене висел. Увидела хозяйка, что ковер разодран, в сердцах схватила кота и вышвырнула вон.

На улице зима, метель метет. Хоть и мяукал кот, просился обратно, хозяйка делами занялась и про него забыла.
Недаром говорят: "Прогонишь кота — беда в ворота". Захворала хозяйка. Стала чахнуть день ото дня. Зимние дни короткие, на солнце скупые. Хмуро в доме, невесело. Хозяйка вздыхает:
— Мурлыку я прогнала, а хворь впустила.

Отлютовали февральские морозы. В воздухе весной запахло. Все живое духом воспрянуло, только больная весне не рада. Пуще прежнего ее недуг одолел. Иной раз нет сил печь истопить. Холодно в доме, неуютно. Вспомнила она Мурлыку, как он, бывало, в ноги ляжет, своим теплом греет и песенку поет, и заплакала.
— Не Мурлыку я прогнала из дома, а солнышко.

И приснился ей сон, будто кот вернулся, о ноги трется и мурлычет: "Собери коготки, что я сточил, да посей их под окошком".
Проснулась она поутру и решила сделать, как Мурлыка велел.
Настало лето. Хозяйка как-то глянула в окошко и обомлела. В том месте, где вскопала грядку, выросли душистые цветы, да такие яркие, что даже в пасмурный день казалось, что под окном солнце светит.

— Это мне Мурлыка солнышко послал, — улыбнулась женщина.
А ночью ей опять приснился кот. "Собери, — говорит, — цветы, высуши, потом завари и настойку ту пей, хворь и отступит".
Так она и сделала. И вскоре на лице румянец заиграл, силы вернулись, стала работа спориться в ее руках, как прежде. В доме снова воцарилась чистота. А через какое-то время приблудился к дому маленький серый котенок, и зажили они дружно и весело. Ведь каждый знает: кошка в дом — счастье в нем.

С тех пор чудодейственные цветы многим помогли. У кого желудок болит, тот их вместо чая заваривает, у кого ангина — горло полощет, а кто поранился — настойкой рану промывает. Ученые дали этим цветам звучное название "календула". Но мы-то знаем, что это "ноготки". Недаром в народе их так и зовут.

Оформи свою работу.
Как в тексте сказки или предания отразились знания народа о мире живой и неживой природы родного края? Ответь устно.
Вместе с другими ребятами в классе устройте выставку ваших работ. Выберите лучшие из них и разыграйте по ним сценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 
На главную Окружающий мир 1 класс Окружающий мир 2 класс Окружающий мир 3 класс Окружающий мир 4 класс