Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 
На главную
 
 
Окружающий мир 1 класс
 

 

 

Окружающий мир 2 класс

 

Окружающий мир 3 класс
   
 
Окружающий мир 4 класс
 
 
Олимпиады по окружающему миру
 
 
ВПР окружающий мир
 
 
Карта сайта
 
 



 
 

Окружающий мир 4 класс

Жизнь древних славян

Жизнь древних славян

1. Запиши названия племён восточных славян

Полочане, кривичи, словене (ильменские), вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, поляне, древляне, уличи, волыняне, белые хорваты, тиверцы

2. Прочитай текст.

Леший

Выбрался из дупла старый леший, прислушался. Захохотал, захлопал в деревянные ладоши. Бросилась в разные стороны мелочь лесная. Всё-таки леший - безраздельный владыка леса, пусть даже и не злой. Живёт он обычно в самой глуши, в буреломе или заросшем дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Увидеть его трудно, а узнать почти невозможно. Дело в том, что у этого добродушного духа нет постоянного образа. Может он прикинуться и могучим дубом, и жирным барсуком, и любопытной белкой. Чаще всего леший появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой. Чтобы лесной хозяин оставил в покое, надо вывернуть наизнанку свою одежду. Тогда смешливый старичок сам выведет на опушку в благодарность за потеху.
(О. Ионайтис)

Что ты узнал из текста о лешем? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Кто безраздельный владыка леса?
Где живёт леший?
Какой характер у лешего?
Что любит делать леший?
Почему лешего трудно увидеть?
Чаще всего в каком образе появляется леший?
Что нужно сделать, чтобы леший оставил в покое?

3. В какой природной зоне поселились славянские племена?

Славянские племена заселили Восточно-Европейскую равнину, следующие природные зоны: зону смешанных и широколиственных лесов, лесостепь, степь.

Почему именно эти места они выбрали? Ответить на вопрос тебе поможет описание местности, сделанное Н.Кончаловской.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли,
Толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много,
Есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Ответ: Эти места они выбрали, так как они были богаты природными ресурсами. Здесь были леса, в которых водилось много дичи, а так же их можно было использовать, как строительный материал. Можно на этот вопрос ответить строчками из стихотворения:

И решили: "Места много,
Есть что есть и есть что пить!"

4. Выпиши из текста учебника названия фантастических существ, в которых верили славяне. Найди в дополнительной литературе материал о них. Расскажи об этих существах на уроке

Перун - бог грома и молнии, охраняет дом - домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки.

Сообщение о фантастических существах, в которых верили славяне.

Перун
Перун – древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине.
Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество - заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской внутренней и духовной красоты. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.
По небу Перун передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле.
Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадьми, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.
Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. В тот дуб, в который попала молния, они почитали: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием.
Наши древние предки праздновали день Перуна 20 июня. В этот день мужчины чистили своё оружие – топоры, секиры, ножи, копья – и шествовали с ними главными улицами города. При этом воины распевали ритуальные песни, которые прославляли божество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 
На главную Окружающий мир 1 класс Окружающий мир 2 класс Окружающий мир 3 класс Окружающий мир 4 класс Олимпиады по окружающему миру ВПР