Водные богатства
нашего края
Выполните задания для
групповой работы.
1) Составьте список водных объектов
вашего края.
Насчитывается до 2 000 рек и речек,
из них 323 имеют длину более 10 км. Реки Московской области целиком
принадлежат бассейну Волги.
Самыми крупными реками Московского
региона являются Ока и Москва с их притоками. Третья крупная река
области Клязьма.
Реки: Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь,
Сходня, Химка.
Озера: Белое, Косинские озера, Святое (озеро, Москва), Тростенское,
Нерское, Круглое
Болота: Черное, Великое, Святое, Дубовое
2) Заполните таблицы.
Таблица 1. Описание
реки.
| План
описания |
Основные
сведения |
1. Название
|
Москва - река |
| 2. Где находится
исток реки |
на Смоленско - Московской возвышенности
в Старьковском болоте |
| 3. Какое течение:
быстрое или медленное |
течение медленное |
| 4. Притоки |
Сходня, Нищенка, Химка, Котловка,
Чура, Таракановка |
| 5. Куда впадает
река |
в реку Оку на территории города
Коломна |
| 6. Как река изменяется
в разные времена года |
замерзает в ноябре - декабре,
вскрывается в марте - апреле |
| 7. Растения и животные
реки |
берёзы, луговые травы, окунь,
плотва, лещь, уклейка |
| 8. Использование
реки человеком |
для водоснабжения города |
| 9. Как люди влияют
на реку |
река загрязняется сточными
водами и отходами заводов |
| 10. Что люди делают
для охраны реки |
стоят очистительные сооружения,
отслеживают уровень загрязнений |
Таблица 2.
Описание Москвы - реки
| План
описания |
Основные
сведения |
1. Название
|
Москва - река |
| 2. Общие характеристики |
протяженность 473 км, расположение
- средняя река в Центральной России, в Московской области, Москве
и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток
Оки (бассейн Волги) |
| 3. Характер русла,
ширина |
извилистая, от 80 до 120 м |
| 4. Прибрежная флора |
берёзовые рощи, леса, луга |
| 5. Рыбные ресурсы |
35 видов рыбы: плотва, лещи |
| 6. Хозяйственное
значение |
водоснабжение, транспорт |
| 7. Туризм и отдых |
прогулки, экскурсии, рыбалка |
| 8. Красота реки |
свое впечатление |
С помощью учебника составь схему.
Значение
водных богатств в природе и жизни человека
Используя схему, расскажи о значении
водных богатств.
Подумайте, какие экологические
проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
 |
Загрязнение
водных ресурсов производственными отходами |
|
Загрязнение
водных ресурсов мусором и продуктами жизнедеятельности человека |
 |
Попадание
вместе с грунтовыми водами в реки и озёра химических веществ,
например удобрений и ядохимикатов с полей |
 |
Загрязнение
воды бензином и машинным маслом при мойке автомобилей в реках |
Предложите для обсуждения в классе
меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха
просят тебя написать письмо своим сверстникам из других
городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам.
В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке
страны нуждаются в охране.
Мальчики и девочки!
Все водные ресурсы (реки, озера, моря, океаны, ручьи) - это самое
главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима
для жизни людей, животных и растений. Без воды не возможна жизнь!
В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют
в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать
водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности. Охраняйте водные
богатства: следите за чистотой воды, расчищайте родники и ручьи,
оберегайте растения и животных. Берегите воду!