Окружающий
мир 3 класс
Луг - царство
цветов и насекомых
Живые организмы
луга образуют природное сообщество. Луговое сообщество конечно же
во многом отличается от лесного. Главные растения на лугу - травы.
Деревья и кустарники если и встречаются, то лишь изредка. Крупные
животные на лугу не живут - им негде прятаться. Зато мелких животных
- множество! Особенно разнообразны насекомые. Можно сказать, что
луг - царство цветов и насекомых.
Цветы и насекомые тесно связаны между собой. Растения кормят насекомых
нектаром и пыльцой, а насекомые опыляют растения.
Луг - сложное единство
живой и неживой природы. Живые организмы луга (растения, животные,
грибы, бактерии) составляют природное сообщество.
Найди на
рисунке учебника Окружающий мир 3 класс цветы и насекомые. Впиши
их названия в таблицу.
Цветы
|
Насекомые |
Колокольчик,
нивяник, тысячелистник, шмель, мышиный горошек |
Цветочные
мухи (журчалки), кобылка, навозник обыкновенный, кузнечик, пчела,
махаон, гусеница махаона, голубянка |
Определите
растения луга.
Сравните виды растений
в каждой паре: найдите черты сходства и различий.
В каждой паре растения одного вида, похожи строением цветка, но
различаются по цвету, одно растение в каждой паре имеет белые цветы,
а другое жёлтые.
Отметьте (закрасьте кружок) растения, которые вы встречали в природе.
Определите
насекомых луга, изображённых на рисунке. Подпишите названия. При
необходимости используйте слова для справок.
Слова для справок: желтушка луговая, навозник обыкновенный,
зорька, бронзовка золотистая, пестрянка, жук-могильщик.
Подумайте, на какие
две группы можно разделить этих насекомых. Красным карандашом обведите
представителей одной группы, зелёным - представителей другой.
Ответ: Этих насекомых можно разделить на группу бабочек №1, 3, 5
и жуков №2, 4, 6.
Отметьте (закрасьте кружок) насекомых, которых вы видели в природе.
Самостоятельно или
с помощью рисунка учебника составьте схемы цепей питания в луговом
сообществе.
а) мышиный горошек - полева мышь - хорёк
б) тысячелистник - кобылка - ящерица
в) колокольчик - голубянка - трясогузка
Нарисуй схему круговорота
веществ на лугу.
Запиши названия
обитателей лугов твоего края
Растения: чабрец, зверобой, пастушья сумка, донник, тимофеевка,
клевер луговой, нивяник, подорожник, валериана
Животные: полевая мышь, травяная лягушка, чибис, бекас, жаворонок,
пчела, бабочка, жужелица, кузнечик, стрекоза
Грибы: дождевик, опёнок луговой, шампиньон луговой, волнушка
В книге
"Зелёные страницы" прочитай на выбор рассказ "Тысячелистник"
или "Кислый, но вкусный". Запиши 2 - 3 интересных факта.
В рассказе "Тысячелистник" изложены такие факты - листья
у растения сильно изрезанные, посеченные на дольки и кажется, что
их очень много. Поэтому и назвали растение тысячелистником. Цветковая
шапка состоит из множества меленьких соцветий, которые дают 25-30
тыс. семян за лето. Растение это не простое, оно лечебное - хорошо
заживляет раны, помогает при зубной боли, улучшает аппетит.
В рассказе "Кислый, но вкусный" речь идет о щавеле. Когда-то
дикое растение оно давно перебралось в огороды. Во Франции, например,
его культивируют с XXII века. Кислый вкус щавелю придает щавелевая
кислота. Кроме кислого огородного щавеля на лугах растет конский
щавель, который вырастает до метра в высоту. Конский щавель не съедобный
- стебель и листья у него жесткие, их не едят даже животные.
В книге
"Великан на поляне" прочитай рассказ "Не ловите насекомых
для коллекций". Найди в рассказе и кратко запиши ответы на
вопросы.
Почему коллекции
насекомых, которые раньше собирали школьники, приносили больше вреда,
чем пользы?
Во-первых, потому, что настоящих, хороших коллекций не получалось.
Во-вторых, потому, что в эти коллекции чаще всего попадали представители
самых крупных и красивых видов. А они уже и тогда довольно редко
встречались в природе, а сейчас и вовсе внесены в Красную книгу
(не все, конечно, но очень многие).
Вот и получалось, что ребята, выполняя задания учителей, невольно
наносили немалый вред природе.
В-третьих, потому, что со временем часть этих «коллекций» просто
выбрасывалась за ненадобностью. А сколько же в них было погублено
бабочек, жуков и других очень нужных природе созданий!
Как лучше
изучать насекомых тому, кто ими интересуется?
Если ты интересуешься насекомыми, не стремись собирать коллекцию.
Делай фотографии и рисунки насекомых, веди дневник наблюдений за
ними, но пусть они остаются живыми!
Где можно
увидеть настоящие коллекции насекомых, собранные учёными?
Если же тебе очень захочется посмотреть разных насекомых в коллекциях,
можно поехать в зоологический музей, например в Москву. Там насекомых
великое множество, разных и удивительных. Коллекции зоологического
музея собраны и оформлены учёными по всем правилам, насекомые в
них хранятся десятилетиями и даже столетиями!