В поисках
справедливости
1. Обозначь
на схеме "Река времени" (с. 40 - 41) век, когда было отменено
крепостное право в России. Используй табличку из Приложения.
2. Рассмотри
портреты российских императоров. Объясни (устно), почему Александр
II назван Освободителем.
Напиши,
что ты знаешь об этих императорах. Если потребуется, найди сведения
в дополнительной литературе, Интернете.
Император
Александр II
Российский император Александр II родился 29 апреля 1818 года в
Москве. Старший сын императора Николая I и императрицы Александры
Федоровны. Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками
были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист
Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.
Унаследовал престол 3 марта 1855 года на исходе неудачной для России
Крымской войны, которую сумел завершить с минимальными потерями
для империи.
По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам. 3
марта 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного
права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,
за что его стали называть "царем-освободителем".
Император
Николай II
Николай II (Николай Александрович Романов), старший сын императора
Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 18 мая 1868
года в Царском Селе.
Коронация Николая II состоялась 26 мая 1896 года. Тридцатого (18
по старому стилю) мая 1896 года во время празднества по случаю коронации
Николая II в Москве на Ходынском поле произошла давка, в которой
погибли более тысячи человек.
Царствование Николая II проходило в обстановке нараставшего революционного
движения и усложнения внешнеполитической ситуации (Русско-японская
война 1904-1905 годов; Кровавое воскресенье; революция 1905-1907
годов; Первая мировая война; Февральская революция 1917 года).
В ночь на 17 июля 1918 года Николай II, царица, пятеро их детей,
были без суда и следствия расстреляны.
3. Прочитай
стихотворение Сергея Александровича Есенина "Побирушка",
написанное в 1915 году. Карандашами контрастных цветов подчеркни
строки и слова, одни из которых описывают страдание, горе, а другие
говорят о беззаботном веселье.
Плачет девочка -
малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех весёлый так и льётся серебром.
Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз,
И ручконкою озябшей вытирает капли слёз.
Со слезами она просит
хлеба чёрствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под весёлый, резвый смех.
4. Обозначь на схеме
"Река времени" (с. 40 - 41) век, когда произошли Первая
мировая война, революции и Гражданская война в России. Используй
таблички из Приложения.
5. В своём городе
(селе) определите улицы, площади, получившие новые названия после
революции 1917 года. Запишите рядом дореволюционное и послереволюционное
названия одной и той же улицы.
Северная межа -
Большевистская
Виноградная - Коммунистическая
Ярмарочная - Гоголя
Кутузова - Конвойная
Динская - Леваневского
6. Рассмотрите карту
Советского Союза. Найдите и покажите на карте республики, входившие
в состав СССР. С помощью карты назовите столицы союзных республик.
Проверьте друг друга.