Жизнь в
пресных водах
Запишите названия растений
пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием.
Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось
видеть в природе.
2. Какие растения изображены на
рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.
Для выполнения этого задания Вам
поможет статья "Растения
пресных водоёмов"
Кубышка |
Кувшинка |
Стрелолист |
Камыш |
Рогоз |
Тростник |
Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист;
рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения
можно различить в природе (ответь устно).
Сравни кувшинку, кубышку
и стрелолист
Общее у этих растений то, что все
они являются водными растениями, хотя стрелолист относится к группе
гидрофитов, растений полусухопутных-полуводяных (то есть таких,
у которых в воде находятся корни и часть стебля и подводные листья,
а остальная часть стебля, надводные листья и цветки находятся над
водой (есть прибрежные и болотные формы). Кувшинки же и кубышки
относятся к гидатофатам - это растения,полностью погруженные в воду,
листья и цветки которых плавают на поверхности воды.
Кувшинки и кубышки относятся к одному семейству - Кувшинковые, стрелолист
относится к семейству Частуховые. Потому, листья у кувшинок и кубышек
очень схожи в форме овала. У стрелолиста листья очень характерной
формы, наподобие стрелы.
Самые характерные отличия этих растений - в цветках .
У кубышки цветки яркого желтого цвета, с пятью лепестками. У кувшинки
цветки в основном белого цвета, с большим количеством лепестков
(расположенных слоями, вложенными один в другой). И у кувшинки и
у кубышки на одном стебле расположен только один цветок.
У стрелолиста же на одном стебле несколько ярусов цветков. В каждом
ярусе по три цветка (кисть). Цветки белые, у основания розовые,
лепестков в каждом цветке - по три.
Если совсем просто:
цветок стрелолиста - белый, у основания розовый с тремя лепестками
и розовыми тычинками
цветок кубышки - ярко-желтый с пятью лепестками и ярко-желтыми тычинками
цветок кувшинки - белого, светло-желтого, розового, лилового цвета
(и их оттенков) с большим количеством лепестков и желтыми тычинками
Сравни рогоз, камыш и тростник
Обратите внимание, как выглядят камыш, рогоз и тростник,
многие их путают, особенно камыш с рогозом.
Очень полезное растение камыш. При слове "камыш" большинство
представит себе остролистное растение с бархатистым коричневым початком
на высоком стебле. Это ошибочное представление - так выглядит рогоз.
Камыш - растение с высокими стеблями, внизу обёрнутыми узкими листьями.
Верх стебля украшен метельчатыми соцветиями из бурых продолговатых
колосков. Камыш играет важную роль в природе, фильтруя воду.
3. С помощью атласа-определителя
«От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма
и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе
доводилось встречать в природе (закрась кружок).
4. Наш любознательный Попугай побывал
на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ
на с. 84. Всё ли в нём верно? Найди и исправь ошибки (зачеркни и
напиши правильно).
Исправленный текст: Удивительное
озеро. Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие
жёлтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими
на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают
клопы - водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные
моллюски - прудовики и катушки.
5. Эти рисунки подготовил для вас
папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия
животных.
Ответ: Жук - плавунец, щука, утка,
цапля, рак, лягушка
6. Составь схему цепи питания, характерной
для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной
соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических
связях в пресноводном сообществе.
Комар - Лягушка - Цапля
Черви - Окунь - щука - человек
Водоросли - Мелкая рыба - хищная рыба - птицы
7. Сформулируйте и запишите правила
поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно
правило (с помощью учебника или самостоятельно).
|
Не
рви кувшинки и кубышки! |
|
Не
лови стрекоз! |
|
Не
лови раков и моллюсков! |
|
Не
разрушай жилища бобров! |
8. По заданию учебника (с. 185)
подготовь сообщение о бобрах.
Сообщение
о бобрах>>